Тестируем автомобильные поисковые маяки 2018 год
Возможно, вы ни разу не видели такое устройство, как автомобильный маяк. Может статься, что вам он представляется неким шпионским гаджетом, который одним незаметным движением может быть прикреплен к кузову автомобиля, а еще мигает зеленым или красным светодиодом и показывает красной точкой все передвижения злоумышленника на мониторе секретного агента. Во всяком случае именно так они показаны в большинстве художественных фильмов.
На самом деле автомобильный маяк представляет собой небольшую коробочку, по размерам сопоставимую со спичечным коробком. В небольшом корпусе находятся спутниковый приемник GPS/ГЛОНАСС, GSM-модем и источник питания (как правило, литиевая батарея).
Маяк не предназначен для постоянного слежения за автомобилем. Для этого используются другие устройства – трекеры, которые аналогичны маякам, но запитываются от бортовой сети автомобиля либо от аккумулятора, и работают или постоянно, или с небольшим интервалом.
Маяк же работает по другому принципу. Он практически все время пребывает в выключенном состоянии. В зависимости от заданной программы он раз в сутки (или в несколько суток) просыпается, соединяется сервером и обменивается с ним информацией: текущие координаты, режим питания, состояние сети и ряд других параметров в зависимости от производителя устройства. В ответ он может получить директиву об изменении режима выхода на связь.
Объем маяка является решающим фактором для носимых моделей. Тех которые пользователь может положить в сумку или чемодан для того чтобы понять где они находятся в случае потери. Косвенно объем влияет на энергоэффективность так в среднем пол корпуса модели занимают именно источники питания.
Такой скрытый режим позволяет маяку функционировать длительное время без необходимости подзарядки. Он может лежать так год, а то и два. И если вдруг автомобиль угонят, маяк переводится в режим более частого выхода на связь. Текущее местонахождение машины можно отследить по передаваемым им координатам.
Важно поймать оптимальный момент, чтобы перевести маяк в тревожный режим: это позволит максимально точно определить положение автомобиля и рационально расходовать заряд элемента питания.
Практика показывает, что наиболее эффективный режим работы маяка – выход на связь один раз в час или в несколько часов.
Видеообзор с результатами теста поисковых маяков 2018 г.
После включения маяк начинает работать с максимальным энергопотреблением. Включается спутниковый приемник, запускается GSM-модем, производятся обработка полученных данных и передача информации на сервер. Все эти процессы расходуют энергию батареи.
В нашем тесте мы как раз и хотели оценить, на сколько сеансов связи хватит работы одного комплекта элементов питания. При этом мы сознательно ограничивались работой с сервером через компьютер или приложение, поскольку это самый экономичный и наглядный режим. Сервер хранит все полученные данные, позволяет зафиксировать ошибку определения координат, а также получить информацию о режимах работы маяка и оперативно их перенастроить.
Масса, как и объем является критическим показателем для носимых устройств. Минимальная масса мака с источниками питания сейчас достигнута в маяке Pandora NAV-08 и составляет чуть более 40 г. И сели бы была возможность ее еще уменьшить то разработчики бы все сделали для этого.
Рынок автомобильных маяков довольно статичен. Новые модели выходят нечасто, причем настолько, что тесты, проведенные журналом «АвтоДела» в 2012 году, во многом актуальны и по сей день.
Тем не менее в 2017–2018 годах на рынке появилось несколько новинок, которые мы собрали вместе, чтобы снова провести испытания. Итак, участники теста:
• Pandora NAV-08 – новый маяк с очень компактными размерами и удобным форматом элементов питания ААА. Его главная особенность – возможность настройки и обновления прошивки по Bluetooth. Подробный обзор https://www.autodela.ru/main/top/test/pandora-nav-08_test
• «АвтоФон АЛЬФА» – одна из новых моделей с небольшими размерами и форматом элементов питания ААА. В отличие от «Пандоры» они объединены в сборку, так как в маяке нет батарейного отсека. В комплекте идет поясной чехол.
• FindMe F2 – маяк, пришедший на смену первой модели. Более компактный, а также единственный в тесте, кто питается от литий-тионил-хлоридных элементов. Главное же отличие от первой модели – разборный корпус, который позволяет без обращения в сервис (как это было в случае с FindMe F1) заменить источник питания и SIM-карту.
• Proma Sat 911 Mini – укороченная версия Proma Sat 911 Snooper, протестированного нами ранее https://www.autodela.ru/main/top/test/proma-sat-911-snooper_test. Разница между ними в том, что в старом для питания использовались 2 элемента CR123, а в новом – только один. Это решение позволило сделать корпус более компактным.
• StarLine Маяк М15 ЭКО – новая версия маяка М15, протестированного нами ранее (https://www.autodela.ru/main/top/test/mayky_test и http://catalog.autodela.ru/good/view/13912). Разница между ними – в индексе «ЭКО» и, наверное, еще в чем-то… Во всяком случае мы каких-либо отличий не заметили.
Качество работы маяка
Здесь подразумевается точность позиционирования маяка. Что мы понимаем под этим?
Маяк может определить свое положение двумя способами: по данным от спутника (GPS) или на основе триангуляции по сотовым вышкам (LBS). Первый способ дает координаты с точностью до 10 метров, второй же допускает разброс от сотен метров до километра.
Подсчитав процентное соотношение координатных точек, полученных тем и другим способом, делаем вывод о точности позиционирования маяка.
Однородность
Чтобы обеспечить испытуемым одинаковые условия, мы поместили их на одну площадку и расположили таким образом, чтобы антенна спутникового приемника смотрела вверх. Все маяки тестировались в двух обстановках: в помещении возле окна (попытка сымитировать ситуацию, когда автомобиль с установленным маяком находится в гараже, где условия приема еще сложнее) и в задней панели автомобиля (так искать спутники оказалось намного проще).
Результаты теста
FindMe F2 – автомобильный поисковый маяк, тест
Этот маяк, наверное, самый простой в плане установки и запуска. Сервис радует доступным интерфейсом, который не перегружен излишними деталями. Регистрация производится быстро: необходимо всего лишь ввести номера, указанные на устройстве, на сайте http://www.911.fm.
Маяк показал самое маленькое количество выходов на связь на одном заряде батареи – 230 раз, включая сеанс для передачи настроек. Положение маяка указывается на карте не точкой, а в виде круга (с учетом ошибок позиционирования). Также пользователю сообщаются сведения о текущих качестве приема, температуре и координатах. Более полную информацию можно получить на отдельной вкладке, где приводится и остаточный заряд батареи. Количество сеансов связи с сервером и информационных СМС-сообщений ограничено 6 тыс. соединений и 100 сообщениями. Если они будут все истрачены, придется пополнить баланс на сайте. При этом 100 СМС будут стоить 600 рублей, а 5000 соединений с сервером – 500 рублей. Это намного больше, чем можно израсходовать за цикл работы устройства от одного источника питания.
Приложение для мобильного телефона носит такое же название и практически повторяет возможности десктопной версии. Также можно включить получение push-уведомлений в случае, если маяк изменит свое местоположение. Реализована удобная функция: пользователь может указать свое местоположение на карте и узнать расстояние до координатной точки маяка.
За время тестовой эксплуатации маяк FindMe F2 передал на сервер 247 раз информацию о точках, всего была сделана 441 попытка выхода на связь, передано 89 сообщений с данными, полученными по GPS, и в 158 случаях координаты высчитывались по LBS.
Обращение к LBS означает, что маяк предпринял 5 неудачных попыток установить связь со спутниками, затратив на это до 15 минут времени.
Соотношение между GPS и LBS составило 37 % и 63%.
StarLine Маяк М15 ЭКО – автомобильный поисковый маяк, тест
Самый крупный из участников нашего теста. Более того, у него и самое «объемное» питание: целых две литий-ионных батареи CR-123. Казалось бы, их емкость должна была вывести данное устройство за пределы конкуренции. Но в реальности занял по этому показателю маяк занял только предпоследнее место. Из плюсов можно отметить влагозащищенное исполнение корпуса за счет силиконовой прокладки и фирменной силиконовой кнопки с подсветкой – отличительным признаком данного устройства.
Процесс установки и активации остался таким же, как и пять лет назад. Предусмотрены два варианта: либо посредством CMC-сообщений, либо через специальный сайт https://mayak.mobi, который, по сути, является удобной оболочкой для генерации тех же СМС-ок. Заметим, что сайт мониторинга https://starline-online.ru не позволяет производить перенастройку аппарата. Чтобы перевести маяк в режим поиска, нужно зайти на сайт настройки маяка. Соответствующая ссылка оформлена в виде большой красной кнопки.
Сайт мониторинга заточен именно под отслеживание автомобиля и отрисовку треков, вследствие чего дает очень ограниченную информацию о состоянии устройства. Сложно понять, какое качество сигнала, есть ли ошибка определения координат, каковы температура и состояние батареи. Эти сведения необходимо запрашивать через СМС. С историей работать сложно.
Мобильное приложение, в котором можно смотреть местонахождение маяка, можно найти по ключевому слову StarLine. Оно заточено на контроль местоположения объекта и отображение его трека. Изменить настройки маяка через него нельзя (придется опять-таки воспользоваться СМС-командами). Не предусмотрены и push-уведомления.
После того как маяк просыпается, он переходит в режим трекинга и начинает передавать координаты с периодичностью одна точка в 10 секунд. За пятиминутный сеанс связи сообщается информация о 20–30 точках. Если объект в этот момент движется, то рисуется трек. Если автомобиль стоит, то либо показывается «звезда» на основе ошибки координат от запроса к запросу. Всего маяк StarLine Маяк М15 ЭКО выходил на связь 412 раз, за время теста сервером было получено 4355 точек, которые мы делим на 25 (среднее количество переданных точек за время активности маяка). Получается, что координаты по GPS передавались в 174 сеансах связи, во всех остальных случаях данные поступали по LBS.
Из необычных решений, которое используется только в сервисе https://starline-online.ru, можно назвать функцию усреднения положений маяка при получении так называемой «звезды» координат, которая является следствием ошибки позиционирования неподвижного объекта. Сервер оценивает разброс координат, и, если они образуют «звезду», то программа считает, что автомобиль находится на стоянке. При этом на дисплей выводится только одна точка, равноудаленная от всех «разбросанных» значений.
Pandora NAV-08 – автомобильный поисковый маяк, тест
Данная новинка заинтересовала нас возможностью настройки по Bluetooth и новой малогабаритной GPS-антенной. Сопряжение через Bluetooth позволяет очень быстро настроить устройство, не прибегая к другим сервисам. Этот способ настройки является основным и позволяет изменять наибольшее число параметров. Есть и другой вариант – через сервис https://pro.p-on.ru, но он, как ни странно, менее функционален. В инструкции заявлена функция настройки при помощи СМС-команд, но сама таблица команд не приводится…
Через приложение Pandora NAV производится также и обновление программного обеспечения. Причем отдельно ничего скачивать не нужно: приложение само проверит наличие свежей версии и перекачает ее на устройство. Если маяк уже подключен к серверу, потребуется изменить основные настройки и на нем, так как после очередного соединения и сброса координат маяк сверяет свои настройки именно с сервером. Мобильное приложение может также показать историю местоположений на электронной карте, считав из памяти устройства 300 последних точек.
Для контроля местоположения лучше использовать другое приложение, разработанное для сигнализаций Pandora Online. Оно позволяет связывать между собой все периферийные устройства под марками Pandora и Pandect, в том числе трекеры, часы и иммобилайзеры. Для автомаяка оно явно избыточно, но не будем ставить ему это в минус.
На тестах мы использовали десктопный режим работы с сервером на основе сайта https://pro.p-on.ru.
По числу выходов на связь маяк Pandora NAV-08 оказался в середине. Количество сеансов связи с сервером он произвел больше, чем предыдущий участник теста, но при этом число «качественных» сеансов связи с определением местоположения по спутникам оказалось меньше. Предположим, не последнюю роль в этом сыграла малогабаритная антенна. Из положительных моментов отметим, что устройство имеет встроенную память на 300 точек таким образом он может передать на сервер информацию о предыдущих сеансах активности при первом положительном сеансе связи.
В целом за время теста маяк связывался с сервером 477 раз, из которых 173 сеанса было с передачей данных, полученных по GPS, и 299 – по LBS.
Подробный обзор автомобильного поискового маяка Pandora NAV-08.
Proma Sat 911 Mini – автомобильный поисковый маяк, тест
Настройка маяка при первом включении производится через сервис «proMастер» на сайте мониторинга и не составляет особых сложностей. Через этот же сервис удобно изменять и режим работы маяка. Можно это сделать и при помощи СМС-сообщений.
Маяк по компактности сравним с Pandora NAV-08 и «АвтоФон АЛЬФА», но менее технологичен. Простая черная коробочка, обеспечивающая защиту от брызг, в которой индикаторный светодиод и кнопка питания скрываются под крышкой.
Сайт мониторинга располагается по адресу http://map.proma-sat.ru. Сервис достаточно прост и заточен более на мониторинг, чем на работу с маяками. Стоит отметить удобный сервис «proМастер», который позволяет оперативно изменить настройки работы маяка. Не очень понравилась реализация истории: она сделана в виде «плеера пути» и больше подходит для работы трекерами, чем с маяками.
Имеется и мобильное приложение для работы с маяком. Его положительная сторона – в возможности одновременно вывести несколько устройств и изменить режим работы маяка. Во всем остальном функционал напоминает десктопную версию. Вывести параметры конкретной точки затруднительно. Ошибка определения координат не отображается.
Если говорить про работу маяка Proma Sat 911 Mini, то он выступил очень достойно. У него был 581 выход на связь, и 503 из них (87 %) содержали координаты, полученные со спутников. Отличный результат!
АвтоФон АЛЬФА – автомобильный поисковый маяк, тест
При общении с более ранними версиями маяков «АвтоФон» мы отмечали сложность их настройки даже через специальные приложения. Помнится, приходилось даже обращаться в службу поддержки, чтобы настроить аппарат так, как нам требовалось. Тесты модели «АвтоФон АЛЬФА» позволяют констатировать, что теперь настраивать маяк стало намного проще. Зато обнаружилась иная крайность. Судя по внушительному объему данных, получаемых от устройства, и множеству гибких настроек, данное устройство относится к разряду продвинутых электронных игрушек для гиков (или техноманьяков). Простому пользователю главное не залезать слишком глубоко, чтобы не навредить аппарату.
Настройка производилась как при помощи приложения «АвтоФон КСА», так и при помощи сервиса https://control.autofon.ru, код доступа к которому находится на специальной карточке, входящей в комплект поставки.
В приложении выводится максимальное количество данных о работе устройства. Больше, чем у «АвтоФон», мы не видели ни у кого. Просматриваются история треков, история точек, все можно вывести по отдельности. Приложение также позволяет изменить настройки работы маяка.
Корпус у маяка оригинальный и при этом спорный с технической точки зрения. В пластиковый стакан вставлены плата и батарейных блок, сверху все это накрыто крышкой. Такая конструкция защищает от брызг, но не от попадания устройства в воду. Крышка мягкая – чтобы можно было нажать на скрытую под ней кнопку, и полупрозрачная – чтобы был виден индикаторный светодиод. В комплекте к этому устройству идет поясной чехол.
Если говорить об общей оценке, то маяк «АвтоФон АЛЬФА» имеет самую высокую энергоэффективность. Он выходил на связь с сервером 798 раз, при этом 394 раза (49%) передавались координатами, полученные по GPS.
ВЫВОДЫ
Мы сравнили пять маяков, запущенных в режиме поиска автомобиля. При свежих батареях они смогли продемонстрировать работоспособность от десяти дней до месяца работы в режиме выхода на связь один раз в час. Маяки работали как в помещении, так и в автомобиле все одновременно, поэтому можно считать, что условия у всех были одинаковыми.
Сделаем небольшие сравнительные оценки в дополнение к результатам тестов.
Полученный результат нельзя было предсказать, оценивая только энергетические показатели батарей. Те устройства, которые мы считали безоговорочными лидерами, в реальности оказались аутсайдерами, и наоборот.
Количество выходов на связь комплексно говорит об энергоэффективности работы маяка в активном режиме. Насколько он экономно расходует батареи в режиме поиска спутников, связи с базовой станцией и т.д. Чем меньше энергии израсходуется в этот момент, тем больше сеансов связи сможет провести устройство. В этом тесте первое место занял маяк «АвтоФон АЛЬФА» (798 сеансов) за которым идет Proma Sat 911 Mini .
Если говорить про минусы, то нас очень удивили два маяка. Во-первых, FindMe F2. В нем используются самые продвинутые и мощные батареи суммарной емкостью 3600 мА·ч. Однако маяк сделал самое низкое количество выходов на связь. Вполне возможно, что при более редких сеансах он продемонстрировал бы лучшие результаты. Отметим, что после того, как маяк перестал выходить на связь, он еще два раза просыпался и сообщал о себе – скорей всего за счет либо повышения температуры батареи, либо накопления остаточного заряда.
Работа GPS приемника по поиску текущих координат является одним из самых энергозатратных режимов работы поискового маяка. Особенно драматично он сказывается на питания при попытках поиска сигнала в закрытых помещениях. Когда приемник не может с первого раза «найти спутники». На диаграмме приведен процент количества точек определённых с точность GPS позиционирования относительно общего количества сеансов связи устройства.
Во-вторых, StarLine Маяк М15 ЭКО. Также используя очень мощные источники питания (две батареи CR123), он произвел очень небольшое количество выходов на связь. При этом его программа мониторинга оказалась самой слабой из всех. Скорей всего виной тому является неоптимизированный режим работы устройства во время активности.
Остальные три маяка также дали поводы для удивления.
Proma Sat 911 Mini – самый большой процент выходов на связь с получением данных GPS-мониторинга.
«АвтоФон АЛЬФА» – рекорд по количеству сеансов связи на одном источнике питания. Его результат в 798 сеансов связи более чем в три раза превысил результат аутсайдера теста.
Pandora NAV-08 – самый экономичный в плане финансовых затрат. Обнаружив на его счете баланс в 2 копейки (!), мы первым делом подумали: а не стоит ли его пополнить. Но даже после всех тестов баланс остался неизменным.